Мы в соцсетях

Назад к списку

Принципы счастливого детства

  Часто люди думают, что детям, оставшимся без попечения родителей, необходимо лишь обеспечить достойные физические условия существования - крышу над головой, теплую постель, качественную еду и хорошую одежду. Безусловно, это очень важные и нужные вещи, без которых ребенку невозможно чувствовать себя в безопасности и расти полноценно. Однако это далеко не все. Для превращения маленького человечка в счастливого, психически полноценного человека требуется удовлетворение эмоциональных потребностей, которые столь же остры, как и потребности тела. Жажда любви, позитивных эмоций, нормального общения с неравнодушными взрослыми в ребенке также сильна, как и физический голод. Ощущение безопасности зависит от возможности поделиться проблемой, услышать совет от более сильного и старшего точно так же, как от наличия крыши над головой.

  Следующую вы можете взять на заметку как для улучшения общения с вашими собственными детьми, так и для более глубокого понимания, почему так важна работа, которой занимаются волонтеры благотворительных фондов в детских домах по всему миру.

  Что же важного может дать взрослый ребенку, даже не являясь его родителем или постоянным опекуном? 


1. Прикосновения. 

 Тактильный контакт является самым древним видом коммуникации между живыми существами. Прикосновения могут сообщать об агрессии, враждебности, желании навредить или отпугнуть, а могут нести сообщение о привязанности, заботе, беспокойстве. Даже животные зачастую сообщают друг другу некие посылы через прикосновения. Не говоря уже об исключительной роли прикосновений в формировании личности и межличностном общении человека. В первые минуты жизни на земле ребенок еще не видит, плохо разбирается в окружающих звуках, но надежным ориентиром становятся руки матери, тепло ее тела, ощущение мягкости материнской груди, бережности объятий. Для ребенка еще долго мать останется миром, а ее прикосновение будут выражать отношение этого мира к ребенку. Раньше всего на этом свете мы научаемся доверять прикосновениям, получать информацию об отношении к нам через них, и на протяжении всей нашей жизни ласковые, заботливые, нежные, бережные касания служат для нас источником ощущения любимости, ценности, безопасности.

  Ребенок, оставшийся без родителей, не может восполнить эту потребность естественным путем, испытывает нехватку тактильного общения и связанного с этим чувства любимости. И напротив, часто сталкивается с прикосновения резкими, грубыми, несущими сообщение раздражения или отвержения. Поэтому так важно, чтобы ребенка как можно чаще обнимали, позволяли сидеть на коленях, держали за руку, гладили по голове и т.д. Конечно, заменить родителя не может никто. Но детская душа в некотором смысле напоминает копилку, куда откладываются позитивные и негативные переживания. При наличии своих адекватных родителей эта копилка наполняется ими. Но при их отсутствии любой взрослый человек своим объятием, ласковым прикосновением может внести вклад в позитивный опыт детской души, дав тем самым ребенку подтверждение его ценности и нужности. Поэтому так важна работа волонтеров, которые приходят, скажем, просто пообщаться с детьми, поиграть с ними, обнимают их, просто держат на руках, на коленях, водят хороводы или гуляют с ними за руку. Никогда не бойтесь и не стесняйтесь обнимать детей, своих или чужих, нежно и ласково. Каждое доброе прикосновение помогает им вырасти полноценными счастливыми людьми. 

2. Позитивные переживания.

  Радость - это пища нашей души. Долгое время не испытывая радости, даже взрослый человек впадает в депрессию и заболевает. И напротив- от подавленного состояния мы почти инстинктивно всегда пытаемся избавиться через приятные эмоции- поехав в отпуск, сходив на праздник, на встречу с друзьями или родными, потанцевав, поев чего-то вкусного в кругу приятных людей, посмотрев смешной фильм, поехав на природу, в театр, кино и т.д. А для маленького ребенка большое количество радостных эмоций является совершенно необходимым условием развития полноценной оптимистичной личности с позитивным, добрым взглядом на жизнь. Тем более, что порадовать ребенка без родителей не так уж и сложно - игрушка или конфетка, принесенная приятным человеком, смешная история или совместная игра, где ребенок может повеселиться и порадоваться победе, а еще лучше настоящий праздник, с шариками, клоунами, красками-раскрасками, призами и подарками, угощением- все это пополняет копилку детской души позитивными, приятными впечатлениями, которые помогут ему воспринимать жизнь как нечто хорошее и радостное, заложат основы здорового восприятия себя и своих отношений с миром. Такой ребенок в будущем, даже лишенный родительской любви, вспомнит свое детство, как хорошее и светлое. И никогда не скажет, что в его жизни были одни страдания. Это сделает его устойчивым к неудачам, дав силы преодолевать трудности, не впадая в отчаяние, потому что его опыт будет говорить ему, что в мире много хороших людей и хороших событий.

  Именно на основе этих принципов разработаны такие направления помощи как клоунотерапия, терапия рисованием, танцами, лепкой (арт-терапия). Так что не бойтесь избаловать своих детей - устраивайте им праздники, дарите подарки по случаю и без повода, наполняйте их душу позитивом и по возможности старайтесь принимать участие в подобных мероприятиях для других детей. Да-да, чужих детей не бывает. Чем большому количеству детей мы помогаем вырасти здоровыми позитивными личностями, тем с меньшим количеством озлобленных, преступных, бессердечных людей придется столкнуться нашим детям, ведь мы уйдем, а они останутся жить бок о бок. 

3. Совместная деятельность и собственный пример.

  Не секрет, что в целом воспитание детей сводится к одному простому механизму-дети копируют взрослых. Мама и папа, их поведение и модель взаимодействия являются для ребенка матрицей, с которой он собирает свои способы взаимодействия с миром. В сути для психики ребенка является важным не столько факт воспитания кровным родителем, сколько пример мужского и женского поведения в мире и их взаимодействие между собой. А проявления этих моделей он черпает из некой совместной со взрослыми деятельности. В семье дети часто играют с родителями, и игры в метафорическом смысле рассказывают ребенку о том, как общаются люди во взрослом мире, как нужно вести себя согласно своему полу, что нужно делать для установления крепких душевных связей, что такое честность и ответственность, правила и т.д. Либо осуществляют некую совместную деятельность - помогают по дому, саду, ходят с мамой по магазинам или с папой в походы, что также помогает усвоить новые знания о мире и своем месте в нем, свои возможности и обязательства. Очевидно, что ребенок, растущий вне семьи, лишен такого естественного примера и заимствует эти модели у других взрослых, находящихся рядом- воспитателей, учителей, наставников, тренеров, кураторов. Поэтому важно, чтобы рядом с ним как можно чаще оказывались адекватные заинтересованные взрослые, вовлекающие детей в совместные игры и мероприятия, расширяя этим детский кругозор, увеличивая собственным примером набор моделей поведения, который ребенок сможет принять для себя за ориентир в дальнейшем формировании своих способов взаимодействия с людьми. Ведь может случиться и так, что вы окажетесь самым адекватным примером в жизни такого ребенка, что в критической ситуации он вспомнит именно ваш способ реагирования, и именно это поможет ему стать в конце концов полноценной здоровой личностью. 

4. Разговоры по душам.

  Доверие и близость также являются важными составляющие нормальной психической жизни любого человека. Все мы стремимся делиться переживаниями, выговариваться, получать поддержку. Тем более это важно для ребенка, ведь он не взрослый, не сильный, он мало знает о мире и не может самостоятельно решить своих проблем, а потому острее чувствует боль, обиду, несправедливость и т.д. Эмоции детей очень сильны, гораздо сильнее чем у взрослых. Наверное, каждому доводилось видеть- ребенок плачет из-за сломанной игрушки с таким отчаянием, словно случилось что-то ужасное и ничего никогда уже не будет хорошо, а через час смеется так легко и радостно, словно в мире совсем нет зла и уж его-то точно ничего никогда не расстраивало. Нам это кажется странным, но для детей все так и есть. Счастье или горе в них намного острее и абсолютнее, чем у взрослого, и, хотя повод «с высоты прожитых нами лет» может казаться пустяковым, но сила эмоций у детей нешуточная. Их боль настоящая, даже если причина кажется нам смешной. И это очень важный принцип, который должен понять любой взрослый - масштаб мира ребенка не такой, как наш. Его мир меньше, а вещи и события в нем больше, значительнее. Для него потеря любимой игрушки такая же большая потеря, как для вас смерть друга. И боль от этого такая же. А что говорить о ребенке, который столкнулся с реальными взрослыми потерями в своем детском мирке? С потерей или предательством родителей? Со злым соперничеством со сверстниками, с жестокостью, с насилием? Именно поэтому жизненно необходимо, чтобы у ребенка был взрослый, которому он сможет доверять, открыть сердце, поделиться наболевшим, страхами, сомнениями, попросить совета и помощи. Наличие такого человека дает мощный заряд безопасности и защищенности в жизнь ребенка. Не стесняйтесь говорить с детьми по душам, не стесняйтесь спрашивать, как у них дела и что их беспокоит. Ваши ли это дети или чужие. Ребенку важны эпизоды участия, важно иметь возможность облегчить душу и почувствовать услышанным, попросить о помощи. Без этого в нем никогда не сформируются такие важные качества, как умение доверять и умение сострадать другим. Внимательность к детям- профилактика будущего бессердечия.

  Подводя итог, скажем так: детская душа - это пустая копилка, которая заполняется добрым или злым опытом от общения с миром. К сожалению многие дети оказываются куда опытнее взрослых в смысле опыта зла-они видят много жестокости, пренебрежения, боли и отвержения, обесценивания человеческой жизни и достоинства. И многие взрослые теряются при общении с такими детьми, чувствуют себя бессильными им помочь. Но опыт зла не заменяет опыт добра. Наша задача - расширять опыт добра и любви у своих и чужих детей. Любое ваше доброе слово, прикосновение, улыбка, конфета просто так, вопрос «как ты?» делает вклад в копилку доброго опыта, расширяет их представление о мире в светлую сторону и помогает им вырасти в здоровых счастливых людей.